XXI век – эпоха информационного общества. Информационные технологии призваны интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, стимулировать мотивационное познание, развивать самостоятельность и активность в учебной деятельности, дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, формировать информационную культуру ученика. Главная цель обучения в начальной школе – научить ученика учиться. В решении этой задачи мне помогают сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Какие же информационные технологии я использую на уроках в начальной школе? Компьютер прочно завоевывает место в среде обитания современного школьника, поэтому его использование в учебном процессе способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся. Применение компьютера позволяет сделать урок более интересным и ярким, приобщает учащихся к современным методам работы с информацией, помогает в организации и проведении опроса и контроля. Компьютер на уроке использую по-разному:
-
средство наглядности;
-
«тренажер для отработки знаний, умений, навыков»;
-
для диагностики успешности обучения;
-
для коррекции пробелов в знаниях.
Существует множество электронных средств обучения для проведения уроков в начальных классах, они удобны своей универсальностью. Например, русский язык «Семейный наставник», математика «Измерение», «Счет», «Семейный наставник», литературное чтение «Учимся читать», окружающий мир «Природа и человек» и другие. Формы работы с электронными средствами могут быть разнообразны: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные, дифференцированные. Например, программно-методический комплекс «Семейный наставник», в котором представлены наиболее значимые вопросы содержания начальной школы, включает четыре стратегии обучения:
-
полная коррекция пробелов в знаниях и умениях – работу можно организовать фронтально, индивидуально и в группах;
-
выборочная коррекция пробелов - ученики работают самостоятельно;
-
выполнение уроков и параллельная коррекция – фронтальная работа;
-
свободный полет – ученик самостоятельно ищет нужный учебный материал.
Самоконтроль и контроль со стороны учителя осуществляется по диаграмме усвоения учебного курса, где показана динамика результативности. Эффективными средствами обучения служат электронные справочные пособия, такие как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая детская энциклопедия», детская энциклопедия «Хочу все знать» и электронная «Хрестоматия школьника». Пособия содержат статьи, доступные младшему школьнику, рассчитаны на разный уровень готовности к обучению.
Компьютер позволил вести проектную деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные, менеджерские умения. Проект «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие», разработанный под моим руководством учениками класса, на конкурсе «VCT-проект» получил сертификат и опубликован на портале «Сеть творческих учителей» для дистанционного образования педагогов. Описание проекта. Тема учебного проекта. «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие» Предмет. Окружающий мир. 3 класс. УМК «Начальная школа XII века» Описание проблемы, которую намерены решить, проводя проект. В течение 2-3 последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности людей. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь растениям? Люди должны бережно относиться к растениям. Основные экологические правила должны стать для каждого человека нормой поведения в природе. Цели и задачи учебного проекта. Расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии на Земле представителей флоры и их сохранение. Научить ориентироваться в информационном пространстве, делать обоснованные выводы. Работа с различными источниками. Развивать исследовательские, оценочные, презентационные, менеджерские умения. Учить сотрудничать в процессе учебной деятельности, следить за ходом совместной работы. Используемые педагогические технологии (методы). Коммуникативные. Исследовательские. Игровые. Объяснительно-иллюстративный метод. Репродуктивный метод. Проблемные вопросы. Сохранение разнообразия растений на Земле. Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растения нуждаются в защите? Темы самостоятельных исследований (работ) учащихся. Презентации «Растения, занесенные в Красную книгу». Мероприятия по охране растений. Интервьюирование «Мое личное участие в охране растений родного края». Исследовать вопрос «Растения нашего края» и составить фотоальбом. Реферат «Как сохранить разнообразие растений на Земле». Доклад «Возможна ли жизнь на Земле без растений». Сообщение «Почему растения нуждаются в защите». Заполнение схемы «Разнообразие растений». Подбор стихов, легенд, загадок, народных примет о растениях и оформление книжки-раскладушки. Способы деятельности учащихся. Работа в Интернете, со справочной и дополнительной литературой. Составление схем, таблиц. Подбор материалов. Интервьюирование. Формы представления результатов исследования. Презентации, выполненные в удобных форматах. Реферат, доклад, сообщение. Фотоальбом, книжка-раскладушка По математике в 4 классе создали проект «Меры времени». На уроке защиты проекта с использованием мультимедиа презентаций компьютер выступал в роли наглядного пособия. Учащиеся работали по группам. Первая группа подготовила презентацию «Старинные русские меры длины», вторая группа – «Иностранные меры длины», третья – «Современные меры длины», четвертая – «Задачи, загадки, викторина, кроссворд о мерах длины». Ребята создали яркие слайды, используя разнообразные эффекты анимации. Выступавшим было легче говорить, так как они опирались на визуальный ряд и отображаемые основные тезисы. Особое место в моей работе занимают презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Презентации использую как средство предъявления учащимся учебного материала, иллюстрируемое динамичными рисунками, анимационными схемами, видеофильмами. Слайды, представленные на экране – прекрасный наглядный материал, который оживляет урок, развивает интеллектуальные и творческие качества личности ребенка. Уроки-презентации создаю по всем предметам. Например, математика, 4 класс «Угол и его величина», русский язык, 3 класс «Имя прилагательное», литературное чтение 1 класс «С.Есенин. Поет зима – аукает…», окружающий мир, 2 класс «Царство грибов», изобразительное искусство и художественный труд, 4 класс «Архитектура Средней Азии» и многие другие. В результате рационального и эффективного использования информационных технологий на уроках в начальной школе легче формируется информационная культура ученика, решаются мотивационные учебные задачи, достигаются цели обучения.
|